Обряды дня
с зерном и домашний хлеб
Осенние оспожинки, Осенины, Богородицкая, Поднесеньев день, Праздник рожаниц, Род и Рожаница, Лада, Спожа, Богáч, Праздник урожая, День благословения хлебов, Матушка-осенина, Огородичен день, Малая Пречистая, «Друга Пречиста» (укр.), «Мати Пречиста» (укр.), «Засiдкi» (белорус.), Вторая встреча осени, Луков день (Яросл., Вологод.), Пасиков день (Пенз., Сарат.), Пасеков день, Аспосов день, Спосов день (Рязан.), Рождество Богородицы.
На момент введения Юлианского календаря: 21 сентября ?
Дата по старому стилю: 8 сентября
Дата по новому стилю: 21 сентября
Астрономическая дата: Осеннеее равноденствие*
Праздник посвящён собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. К этому времени завершаются полевые работы: жатва, вывоз хлеба в овины, уборка льна. Заложена основа благосостояния семьи на будущий год. В этот день чествовали и благодарили Богородицу (Мать – Сыру-Землю) за собранный урожай. Считается, что она даёт благополучие, покровительствует земледелию, семье и особенно матерям.
Встреча осени в некоторых местностях отмечается обновлением в избе огня: старый огонь гасят и зажигают новый, который добывают ударами кремня или трением дерева.
почитают, как
продолжательницу рода
Наш народ встречает осенины играми и песнями. Рано утром женщины выходят к берегам рек, озёр и прудов встречать матушку Осенину с овсяным хлебом. Старшая женщина стоит с хлебом, а молодые вокруг её поют песни. После сего разламывают хлеб на куски по числу народа и кормят им домашний скот. В южно-русских губерниях девушки и женщины шли к реке, озеру, ручью «встречать осень»; устраивали трапезу, главными блюдами которой были овсяный кисель и хлеб, пели песни, плясали, играли.
В этот день организуется большая трапеза. К праздничному столу готовят кутью из разных круп нового урожая с мёдом, зерновой хлеб, кулебяку с рыбой, творог (сыр), студень, варят пиво и закалывают овцу (барана). В старину на этот день в селе закалывали оленя или быка. На пиру обносится чаша и над нею славят Мать – Сыру-Землю за то, что родила хлеб и другие припасы. Кутью также ставят на подоконник – угощение духов предков рода. Культ рожаниц отличается от остальных славянских обрядов торжественными пирами – «празднествами богородицы». «Желя Роду и роженицам по рождестве – муку варити святей богородици, а Роду примолвливающе».
В разных местностях существовала легенда о двух ланях, которые в старое время в этот день прибегали на погост; одну из них резали и варили, а другая уходила. Но после того, как люди пожадничали и закололи обеих, лани уже не появлялись. «Усердные богомольцы вздумали заменить их приводом домашнего скота».
Празднество это, в зависимости от урожая, отличается большим разгулом. При видимо благополучном результате жатвы «оспожинки» справляются иногда в течение целой недели: чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник. Это деревенское «пировство» развертывается по всем правилам хлебосольства и со всеми приёмами гостеприимства по преданию и заветам седой старины и по возможности широко и разгульно.
Также в Осенины устраивалось угощение, на которое собиралась вся большая семья. В этот день новобрачные угощают свою родню, почему и называется «Поднесеньев день» (в иных местах «Поднесеньев день» отмечается на следующий день). В Тульской губернии к новобрачным сходились все родные и знакомые. Таких гостей позыватый приглашал: навестить молодых, посмотреть на их житьё-бытьё и поучить их уму-разуму. После сытного обеда молодая хозяйка показывала в доме всё своё хозяйство. Гости, по обыкновению, должны были хвалить и учить уму-разуму. Хозяин водил гостей на двор, показывал им в амбарах жито, в сараях летнюю и зимнюю упряжь, а в саду угощал пивом из бочонка. В других местностях в этот день молодых приглашали к тестю и тёще, вместе со свекром и свекровью.
В Белоруссии сохранился обычай: в этот день каждая семья приносит в общий короб-лубок по горстке зерна. Затем в центре этого «Богача» ставится зажжённая свеча, и совершается обряд обхода деревни всеми жителями с целью защиты от лиха и вóрога. «Богач» символизирует единение деревенской общины. От одного Богача до второго лубок с зерном находится у какой-нибудь одной семьи. Когда подходит время нового Богача, жители участвовуют в праздничном ритуале обхода деревни и переноса лубка к соседям. По весне первый посев делается семенами из этого короба.
Во многих местах Белоруссии на Богача женщины выполняли охранительный обряд – вокруг двора пóсолонь (по часовой стрелке) плугом очерчивали круг-оберег на время зимнего содержания домашнего скота.
С «осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей (прежде всего, заготавливали лук).
Поскольку с этого дня начинался сбор хмеля, и подходил сезон свадеб (с Покрова), на праздничном гулянье пели соответствующие моменту игровые песни:
Вейся ты, хмель, перевейся,
На нашу сторонку,
Как на нашей на сторонке приволье большое!
А приволье-то большое, мужики богаты!
Что мужики-то богаты, каменны палаты!
Что каменны палаты, двери золотые,
Что маковки литые!
Это традиционно женский праздник: женщину почитают как продолжательницу рода. В этот день обращают свои молитвы к Богородице бездетные матери, чтобы святая заступница послала ребёнка. Женщины, у которых нет детей, накрывают стол и приглашают всех нищих в селе «чтобы молились за её детей». Эти женщины заказывают службу в церкви, а после богослужения приглашают всех к себе на обед.
с руками-птицами.
Севернорусская
вышивка. Источник.
В Заонежье в некоторых деревнях молодёжь гадала, когда выезжала на острова для проведения молодёжного праздника в честь завершения жатвы. На острова молодёжь вывозила с собой соломенное чучело, обряженное в женское платье и украшенное колосками ржи. Чучело на острове разрывалось на части, сжигалось на костре, а парни и девушки, гадая, как в летние святки, попарно прыгали через огонь (если руки не разъединятся, к удачному браку).
В этот день начинается обряд «похороны мух». Пойманную муху (таракана, комара, осу) кладут в домовину из моркови, торжественно относят на пустырь и зарывают в могилу, чем обозначают оцепенение насекомых и Земли на время наступающей зимы.
В Аспосов день заканчивается бабье лето, хотя в некоторых местах оно продолжается до Воздвиженья или Покрова.
Вероятно раньше Осенинами называлось недельное праздниство. Попробуем реконструировать. 1 день – Равноденствие, Возжигание огня, Братчина. К ночи в деревне тушатся все огни. В полночь женатые мужчины вытирают «живой» огонь. Добытый огонь разносят по дворам – зажигают печи, окуривают скот для предотвращения мора, зажигаю костры в овинах, чтобы снопы перед молотьбой просушить. Первый овин называют именинным. Компанией молотильщиков утром снопы сбрасываются с овина вниз на деревянную долонь овина (гумна) и начинаются замолотки. Первое кушанье молотильщикам – «домолотная» каша с маслом. Обмолот особенно любила молодёжь. Парни соревновались в количестве околоченных снопов. Компании молотильщиков обходили овины гостеприимных хозяев.
В этот день было правилом пойти на вдовий двор и спросить, не нужно ли чем помочь. Пчеловоды убирают пчёл в омшанник. Вечером устраивается общинный стол с домашним пивом и пирогами из нового урожая, решаются общие и спорные вопросы, происходят примирения и прощение всех обид.
2 день – Дворы, Поднесеньев день. Добрые люди приходят дворить двор – желать счастья (сродни колядкам). Молодые зазывают родню, сватов, соседей. Гостей позыватый приглашал «навестить молодых, посмотреть на их житьё-бытьё и поучить их уму-разуму». После сытного обеда с пирогом молодая хозяйка показывала в доме всё своё хозяйство. Гости, по обыкновению, должны были хвалить и учить уму-разуму. Хозяин водил гостей на двор, показывал им в амбарах жито, в сараях летнюю и зимнюю упряжь, а в саду угощал пивом из бочонка. В других местностях молодых приглашали к тестю и тёще, вместе со свекром и свекровью.
В этот день на лошадях не работают и не ездят, а наоборот, их расчёсывают, моют, хорошо кормят, убирают стойло и после обеда пускают попастить на воле. Первые девичьи посиделки, первая пряжа.
3 день – Луков день. В селах начинается заготовка репчатого лука, повсеместно убирают лук. Во двор выносят проветрить зимнюю одежду.
4 день – Корнилье. В этот день корнилье заготавливают – корнеплоды разные: свеклу, редьку, брюкву, морковь, хрен и заканчивают уборку репы. Возможно, что как и на капустник, собиралась компания и ходила по огородам дёргать корнеплоды. Женщины в этот день сжигают в овине свои старые соломенные постели и стоптанные лапти.
5 день – Капустница. Начинают капусту рубить, секут кочаны, набивают отпаренные бочки, толкут деревянной ступой. В старину в этот день красны девушки, принарядясь в цветно-праздничное платьице, хаживали из дома в дом – рубить капусту. Это делалось с весёлыми песнями. Гостьям подносилось сусло-пиво, ставились сладкие меда, подавались угощенья-заедки разные. Молодёжь-женихи высматривали себе в это время невест-«капустниц». Ввечеру, когда капуста была уже срублена, всюду шло веселье. Капустницы продолжались две недели. В этот день медведь залезает в берлогу, перестают бродить по лесам лешие, домовой спать укладывается.
6 день – Первое зазимье. Начинаются регулярные девичьи посиделки. В этот день девушки просят Ладу-Богородицу о замужестве.
Поговорки и приметы
Осенины – вторая встреча осени. «Да Багача баба рабача, па Багачы – хоць за плот валачы» (белорус.). «Будзь багаты, як восень!» (белорус.). «Другі святок – восень, браток» (белорус.). С этого дня можно было засылать сватов: «Прийшла Пречиста – принесла старостів нечиста» (укр.). «Пречиста – картопля чиста» (укр.). «Як прийде Спас, то комарам урветься бас, а як прийде Пречиста – забере їх нечиста» (укр.). «Перша Пречиста жито засіває, а друга – дощем поливає» (укр.). «Прийшла перша Пречиста [Успение] – одягла природа намисто, прийшла друга Пречиста – взяла комара нечиста, а прийшла третя Пречиста [Покров]– стала діброва безлиста» (укр.). На вторую Пречистую заготавливают калину (укр.). Луков день – с этого дня собирают лук с гряд (Яросл., Вологод.). Пасиков день – убирают пчёл с пасек или пчёльников (Пенз., Сарат.). Если в этот день хорошая погода – осень хорошая. «Прачыста говорыць: мяне не сьвяткуй, да мое тольки Чудо**» (белорус.) – Пречистая говорит: меня не празднуй, только моё Чудо (Чуды, 6 сентября по ст. стилю). «Пречиста так сказала: "Не празнуйте мене, празнуйте маво Чуду"» (полесье). «Между Прачыстае и Зюжэннем [Здвижаньем] жыта не сеюць» (полесье).
Злую муху закопать осенью в землю – прочие кусать не будут.
_________________
*) Одно из названий дня – «Поднесеньев день» (8 и 9 сентября), который иногда называют «Осеннее равноденствие», а также обряд обновления в избе огня, говорят, что скорее всего этот день связан с днём осеннего равноденствия. Об этом же говорят названия дня «Матушка-осенина», «Осенние оспожинки», т.е. уже осень, которая наступает на осеннее равноденствие. В XIX веке, когда был собран основной этнографический материа, равноденствие наступало на день раньше – 9 или 10 сентября по старому стилю. Здесь возможно произошло смещение народного праздника на близкий по смыслу церковный праздник. Схожую картину смещения мы наблюдаем летом, когда обряды Петра-повота 12 июня переместились на Петров-день 29 июня.
Вероятно праздник урожая длился неделю и заканчивался на Воздвиженье – третью встречу осени (14 сентября по старому стилю или 27 сентября пп новому).
**) Чудом назывались Михайловские ранние морозы (6 сентября по старому стилю). В Полесье в качестве варианта «дивнейшего дива» может выступать мотив женитьбы: «Выйдзiце, жанки, да дзiвiцiся, што едзе стары да жанiцiся. Сам едзе на качарге, а жонку вязе на памяле» и необычных родов: «девушка родила внебрачного ребёнка», «девушка родила семерых детей», «девочка-семилетка родила ребёнка». Также «чудом» считали появление потусторонних сил и душ умерших [Виноградова Л.Н.].
Источники:
- Сказания русского народа, собранные Иваном Петровичем Сахаровым – СПб: 1895;
- Рыбаков Б.А. Язычество древних славян – М.: Hаyка, 1981;
- Некрылова А.Ф. Круглый год – М.: Правда, 1991;
- Специфика молодежных гаданий Заонежья, Логинов К.К., // Материалы IV научной конференции «Рябининские чтения-2003» - Петрозаводк, 2003 – http://kizhi.karelia.ru;
- Історія української літератури, Грушевський М.: В 6 т. 9 кн. – Т. 1. /Упоряд. В.В.Яременко. – К.: Либідь, 1993;
- Рэшатам вады не наносіш, Катовiч А., Крук Я.// Звязда, 19 студзеня 2008 года, № 11 (26124);
- Виноградова Л.Н. Фольклор как источник для реконструкции древней славянской духовной культуры. // Славянский и балканский фольклор. Реконструкция древней славянской духовной культуры: источники и методы. – М.: Наука, 1989;
- Календарь Праздников – www.calend.ru/holidays/slav;
- Мегре В.Н. Анастасия – М.: «Диля», 2004;
- Максименко О. Друга Пречиста дощем поливає – Olga-Maximenko.Livejournal.com.
Материал подготовлен В. Лобачевым, членом экологической организации «Родники Белогорья»